МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 12 Г. СНЕЖНОЕ» 286500, г. Снежное, ул. Первомайская, дом 65 E-mail –mbou12.58@mail.ru Идентификационный код 51006508 Исх. № 283 от 26.06. 2022 Анализ методической работы за 2022 год 1. Приоритетные направления в работе в 2021-2022 учебном году. Методическая работа в школе- это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, наконкретном анализе учебновоспитательного процесса; система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. В 2021-2022 учебном году школа работала над проблемой: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную, профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических технологий и информационных технологий в рамках ГОС» Приоритетные направления в работе: - создание условий для повышения эффективности и качества учебновоспитательного процесса; - совершенствование методических приемов, способов преподавания учебных дисциплин; - изучение и внедрение в педагогический процесс новых педагогических технологий с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, развития познавательного интереса; - изучение и распространение положительного педагогического опыта. 2. Результаты работы по реализации мероприятий в рамках работы по проблеме ОО. Методическая работа школы строилась на основе годового плана. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока с учетом ФГОС, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний, развитие их способностей и природных задатков, ознакомление учителей с новой методической литературой. В школе работает квалифицированный педагогический коллектив, способный создать условия для индивидуального развития учеников. Образовательный процесс в школе осуществляли 12 педагогов, 1 совместитель (учитель-дефектолог). 1 педагог имеют высшую квалификационную категорию, 4 педагога –первую, 3 педагога - вторую, 4 человек – без категории (2 учителя не имеют высшего образования, 3-е молодые учителя). Учреждение располагает достаточным учебно-методическим потенциалом, который необходим для успешной реализации учебных программ, выполнения требований государственного образовательного стандарта. В работе учителей используются в основном следующие педагогические технологии: - Информационно – коммуникационная технология; - Технология критического мышления; - Проектная технология; - Игровые технологии; - Технология творческих мастерских. За последний год значительно возрос интерес к информационным технологиям (особенно в рамках дистанционного обучения и дистанционного формата семинаров и вебинаров). Все педагоги используют в своей работе ИКТ, владеют формами дистанционного обучения, используют разные платформы. Методическая работа в школе была направлена на включение учителей в творческий педагогический поиск; на повышение уровня профессионального мастерства каждого учителя; на практическое оказание помощи в реализации методических приемов в обучении и воспитании, а в конечном итоге на рост уровня образованности и воспитанности обучающихся. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые способствовали реализации программы развития учреждения. План работы методической службы школы был интегрирован в общешкольный план работы. В структуре сохранена ведущая роль педагогического совета, вторым рабочим органом является методический совет, который руководит работой предметных методических объединений, творческими группами. Учителя большое внимание уделили работе со слабоуспевающими учащимися. На уроках учителя старались осуществлять дифференцированный подход при изложении, закреплении и обобщении материала, составляли и проводили разноуровневые контрольные, самостоятельные и домашние работы. Занятия с неуспевающими проводились по мере выявления пробелов в знаниях. На школьных МО учителя делились опытом работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися. В рамках МО систематически велась работа по подготовке к ГИА. Общий анализ результатов учебных достижений учащихся за 2021-2022 уч. г. Классы Общее количество учащихся 1-4 5-9 Итого 36 39 75 Аттестовано 27 39 66 Уровни 2 - % - 3 8 22 30 % 23,3 54,5 38,9 4 15 14 39 % 60.3 30.2 45,3 5 4 3 7 % 16,4 15,3 15,8 Кач. знан ий . 76,7 45,5 61,1 В целях обеспечения выбора направлений методической работы было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов. Учителя школы внедряют мультимедийные технологии на своих уроках, используют компьютеры, мультимедийный проектор, но, к сожалению, материальная база школы устарела, ее улучшение, а именно наличие достаточного количества работающих компьютеров, проекторов, а также учебных компьютерных программ и компьютерных учебников, остается одной из проблем школы. В 2021-2022 учебном году была проведена колоссальная работа по восстановлению и систематическому обновлению WEB-сайта школы. На сегодняшний день поставленная в начале учебного года задача по систематизации и модернизации работы школьного сайта, не смотря на отсутствие в школе квалифицированного учителя информатики, выполнена на высоком уровне. Благодаря работе учителя русского языка и литературы Докуки Т. А. сайт обновляется постоянно, учащиеся, родители и педколлектив являются постоянными и активными посетителями сайта, ссылка на доступ к нему размещена также в социальных сетях, на поисковых сервисах для осуществления непрерывного образования в условиях ЭО и ДОТ 3. Оценка работы с кадрами диагностического характера, результаты работы по наставничеству, сравнить результативность с 2020-2021 годом. В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, обладающий достаточно высоким потенциалом для решения проблем организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Из 12 человек педагогического коллектива 10 имеют высшее образование Кв. категория учителя высшая Уровень квалификации учителей первая вторая 1 4 3 специалист 4 За 2021-2022 год педагогический коллектив прошел курсы повышения квалификации как в ДонРИДПО, так и в организациях РФ. № 1 ФИО Киселева Т.Ф. 2 Батюкова Н.В. Тема курсов 1. Школа управленцев 2. Школа управленцев (Москва) 1.Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС в работе учителя. 2.Оказание первой помощи 3. «УУД на уроках истории и обществознания» (ДонРИДПО) 4. Школа управленцев 5. Обеспечение цифровой безопасности подростков 3 Луканина Л.В. 5 Равилова Е.В. 6 7 Колдашова М.С. Докука Т.А. 1.Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС в работе учителя 2.Урок в начальной школе (Дон РИДПО) 1.Базовые сервисы цифрового образования, инструменты и педагогические методики обучения с применением электронных дистанционных технологий «Урок в начальной школе» (Дон РИДПО) 1.Реализация требований обовленных ФГОС НОО, ФГОС в работе учителя. 2.Подготовка к государственной аттестации по русскому языку в условиях реализации ФГОС. 3. Повышение квалификации учителей русского языка (Тамбов) 8 Смирнова Ю.С. 1.Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС в работе учителя. 2.Повышение квалификации учителей географии (Тамбов) 9 Абдулина Ю.Н. 1.Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС в работе учителя 2.Оказание первой помощи 3. Повышение квалификации учителей биологии (Тамбов) 10 11 Мокра В.В. Хайрединова Т.А. Подготовка к ГИА по математике в формате ЕГЭ 1.Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС в работе учителя. 2.Оказание первой помощи В 2021-2022 учебном году в школе было организовано наставничество молодых специалистов: учитель русского языка и литературы Докука Т. А., учитель начальных классов Равилова Е. В., учитель географии Смирнова Ю. С. За молодыми специалистами с целью оказания консультационной помощи закреплены педагоги – наставники с высшим образованием и высшей и первой квалификационными категориями: Киселева Т. Ф., Луканина Л. В. Абдулина Ю.Н, Ими оказывалась методическая помощь при составлении календарно –тематического планирования, поурочного планирования, проводились индивидуальные консультации по ходу урока, осуществлялся совместный анализ по итогам контрольных работ, даны рекомендации по корректировке действий учителя в изучении той или иной темы. В ходе работы решались следующие задачи: - оказание методической помощи молодым специалистам в повышении общедидактического и методического уровня организации образовательной деятельности; - создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; - развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. В начале и конце года было проведено анкетирование «Профессиональные затруднения. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем», на основе которого спланирована работа Школы молодого учителя в 2021-2022 учебном году и на перспективу. Администрация школы осуществляла работу с молодыми специалистами в соответствии с планом работы школы молодого специалиста, который рассчитан на два года. Тематика занятий «Школы молодого специалиста» определена на основе изучения профессиональных затруднений молодых специалистов, уровня их подготовки. С молодыми специалистами были проведены занятия ШМУ по темам «Молодой учитель и проблемы дисциплины», «Требования к организации и проведению урока. Моделирование урока», «Самоанализ урока», «Оценка и отметка. Как и что оценивать на уроке», «Современные образовательные технологии» и другие. Следует отметить, что молодые учителя часто проводят уроки, на которых мало используется активных форм работы (работа в малых группах, в парах, исследовательского, проблемного обучения). Учителя не всегда исповедуют практический, деятельностный подход, используют репродуктивные виды деятельности обучения (слушание, наблюдение, просмотр и др.), а не продуктивные (анализ, поиск, создание и др.). Также молодым учителям необходимо обратить внимание на целеполагание, которое в больше степени носит формальный характер, на этап мотивации учебной деятельности (мало внимания уделяется самомотивации); отдельные этапы урока бывают незавершенными, иногда отсутствуют логические переходы от одного этапа к следующему, иногда нерационально используется время урока. Иногда учителя проводят однообразные уроки, не все учителя умеют интересно строить беседу с учащимися, больше говорят сами учителя. Рефлексия при подведении итогов носит только эмоциональный характер. Также на уроках учителя не всегда создают учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные, не подводятся итоги каждого этапа урока, не исправляют речевые ошибки, которые допускают учащиеся, не используется взаимо- и самооценивание (работа в малых группах, в парах, исследовательского, проблемного обучения). Задания, предлагаемые ученикам на уроке, не всегда носят вариативный характер, не обсуждается эффективность их выполнения. По итогам посещенных уроков молодым специалистам даны рекомендации, предложены для самообразования методические пособия, включающие следующие вопросы: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы, виды, формы урока; современный урок и его организация; современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе; коммуникативная и интерактивная направленность урока, активные методы обучения и т.д. Участие в работе ШМУ послужило глубокому знакомству с опытом работы учителей, с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предметам. Все молодые специалисты приняли активное участие в методический неделе. Молодые специалисты принимали активное участие в школьных методических мероприятиях в качестве организаторов, выступающих, слушателей. Кроме того, молодые специалисты посещали заседания городской Школы молодого учителя, участвовали в вебинара. Посещение уроков, предварительная работа с планами, анализ выполнения программ и качества преподавания предмета позволили определить характер помощи учителям и перспективы его развития. Выводы и рекомендации: 1. Состояние работы удовлетворительным. с молодыми учителями в 2021-2022 учебном году считать 2. Молодым педагогам в течение 2022-2023 учебного года: 2.1. Продолжить изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса на основе новых ГОС. 2.2. Обратить внимание на состояние и качество подготовки учащихся к урокам, выполнение ими домашних заданий. 2.3. В ходе подготовки к урокам особое значение уделять практической направленности обучения. 2.4. Обратить внимание на недостатки в системе проверки и оценки знаний учащихся. 2.5. Наладить дифференцированную работу на уроках с разными по подготовке категориями учащихся, практиковать групповые, парные и индивидуальные формы обучения. 2.6. В своей работе использовать системно-деятельностный подход при работе с обучающимися над проектами, при приобщении их к исследовательской работе. 2.7. Формировать метапредметные универсальные учебные действия за счёт реализации программ. 2.8. Формировать универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию учащихся, не только в различных родах учебной деятельности, но и при решении жизненно важных задач. 2.9. Принимать активное участие в конкурсном движении педагогов. 3. Учителям-наставникам в течение 2022-2023 учебного года: 3.1. Привлекать молодых учителей к участию во всех видах мероприятий, проводимых в учебном заведении, общественной работе. 3.2. Посещать уроки молодых учителей, с целью оказания методической помощи. 3.3. Оказать помощь молодым учителям, которые являются классными руководителями. 3.4. Проводить анализ проведённой работы с молодыми учителями с целью её коррекции. 4. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Батюковой Н.В. 4.1. Продолжить внедрение системы педагогического наставничества молодых коллег школы. 4.2. Работу по наставничеству и стажировке молодых педагогов постоянно держать под личным контролем. 4.3. Разнообразить структуру работы по обеспечению надлежащих условий для профессионального совершенствования молодых учителей, которые будут работать в школе в следующем учебном году. 4.4. Во время посещения уроков (занятий) молодых педагогов обращать их особое внимание на необходимость мотивации на каждом уроке (занятии)учебной деятельности учащихся, объективность оценивания учебных достижений учащихся. 4.5. Постоянно контролировать выполнение молодыми педагогическими работниками планов самообразовательной деятельности. 4.6. Провести Неделю наставника «От мудрого наставника – к творческому молодому учителю» и Неделю молодого учителя «Творческая мастерская молодых» для самосовершенствования и значительного личностного компетентностного роста молодых учителей. 4. Организация и проведение внутреннего мониторинга. Положение о системе внутришкольного мониторинга качества образования в МБОУ «ОШ №12 Г. СНЕЖНОЕ» утверждено приказом по школе от 30.08.2021 №133. Администрация школы в течение всего учебного года занималась организацией и координированием учебной и методической работы, уделяла особое внимание внутришкольному мониторингу, контролю, диагностике знаний учащихся, определению уровня формирования УУД, следила за объективностью результатов учебной деятельности школьников, за качеством преподавания учебных дисциплин, интенсивностью работы на уроках учителей-предметников и учащихся, объёмом домашних заданий, правильным, своевременным и аккуратным оформлением школьной документации. Для анализа и оценки преподавания учебных дисциплин были посещены уроки всех учителей-предметников, учителей начальных классов, работающих в школе. В ходе посещений выяснялись формы работы, уровень педагогического мастерства учителя, методы контроля и проверки знаний и объективность выставления оценок. Уроки анализировались в присутствии учителя, давались методические рекомендации поведению урока, выбору дидактического материала, видов и методов диагностики успешности школьников. Основными целями посещения уроков были: оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства; состояние и качество преподавания учебных предметов; определение эффективности использования современных технологий и методик для достижения планируемых результатов; изучение состояния и качества проводимых занятий по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; осуществление контроля содержания, характера и объема домашнего задания; определение результативности применения методов и приемов контроля за усвоением знаний учащихся; осуществление индивидуального подхода к слабым и неуспевающим учащимся. При посещении уроков отмечалось: - умение учителем ставить цели урока, осуществлять выбор приемов и методов для достижения цели урока, постановка задач для учащихся. - организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. - методика проведения урока: актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации, методы используемые учителем, реализация дифференцированного, средства обучения (целесообразность их использования),формирование навыков самооценки и самоконтроля. - психологические основы урока: ритмичность урока (чередование материала, разнообразие видов деятельности); - домашнее задание: оптимальный объем, представление права выбора. - структура урока, использование разнообразных форм и методов обучения для активизации познавательной активности учащихся, дифференциация и индивидуализация обучения. Вместе с тем, отмечаются и определенные недостатки: - формы и методы обучения, рассчитаны на среднего ученика, без учета индивидуальных особенностей; -домашние задания не всегда носят дифференцированный характер; Согласно перспективного плана изучения состояния преподавания учебных предметов в 2021-2022 учебном году изучалось преподавание: математики (1-4 классы), русского языка и литературы (5-9 классы), истории и обществознания (8-9 классы), физическая культура (1-9 классы). Общие выводы после изучения состояния преподавания предметов: - преподавание учебных предметов в школе осуществляется на достаточном уровне; - учителя владеют фактическим материалом преподаваемых предметов; - УУД стандартам; учащихся соответствуют государственным образовательным - методикой преподавания предметов согласно типам уроков владеют все учителя и применяют методы обучения с элементами новых технологий; - педагоги используют не весь обучающий и развивающий потенциал уроков, остаются нереализованными многие возможности интенсификации учебного процесса, информационнокоммуникационной технологи. Рекомендации: 1. Учителям начальных классов, учителям-предметникам: 1.2. Изучать и внедрять передовые технологии обучения и воспитания. 1.2. Систематически проводить мониторинг знаний учащихся по предметам. 1.3. Использовать результаты ГИА, диагностических контрольных работ в практической работе по устранению пробелов в знаниях и практических навыках учащихся. 1.4. Совершенствовать систему раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков, факультативов и индивидуальную работу. 1.5. Строго выполнять требования по ведению журнала: своевременно выставлять оценки за урок, за проведенные письменные работы, не допускать исправлений в записях. 1.6. Качественно проводить популяризации учебных дисциплин. внеклассные мероприятия по предметам с целью 1.7. Расширять использование нового поколения программ, учебников и учебных пособий в связи с реформированием образования. 1.8. Продолжить внедрение технологии развития творческого мышления учащихся интерактивной технологии. Работать над созданием электронных дидактических материалов. 1.9. Вести работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового опыта, активно пропагандировать собственный опыт на школьном и городском уровне. 1.10. Систематически работать над пополнением кабинетов научнометодическими, справочными, наглядными, дидактическими материалами по предметам. 1.11. Вести работу по формированию положительной мотивации к изучению учебного материала, повышению познавательной активности; 1.12. Глубже проводить заключительный этап урока - рефлексию, использовать больше наглядности для активизации знаний. 1.13. Домашнее задание давать дифференцированно, индивидуальных особенностей обучающихся, используя творческие задания. с учетом 1.14. Продумывать организацию не только собственной деятельности на уроке, но и деятельность учащихся; 1.15. Систематически работать самоконтроля и самооценки учащихся. над формированием навыков 5. Методическая работа: 5.1. Организация методической работы. Методическая работа в 2021-2022 уч. году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебновоспитательный процесс. В планировании методической работы школы и методических объединений старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой. Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой: – педсовет, методсовет; – творческий отчет; – доклады, выступления; – семинары; – обсуждение проблем; – самообразование; – анкетирование; – наставничество; – предметные МО; – методические консультации; – совещания при директоре. Поставленные задачи выполнены в полном объеме, чему способствовали: - спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; - анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся; - выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности. Научно – методическая работа школы строилась на основе плана. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально способствовали реализации программы развития школы. 5.2. Организация работы методического совета. Методический совет организует, направляет работу учителей, создаёт условия для развития их творчества, а также и руководит работой методических объединений. Реализации методической темы школы были посвящены педсоветы по проблемам: 1. Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога. 2. Современные воспитательные технологии. 3. Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывное повышение профессионального уровня и педагогического мастерства учителя. Вывод: Все вопросы, рассматриваемые на педагогических советах, были актуальны. Контроль над выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию школы и руководителей методических объединений. Результаты контроля обсуждались на административных совещаниях. Решения, выносимые по итогам педагогических советов, позволяли своевременно корректировать учебно-воспитательный процесс. Задача: вовлекать в проведение педагогических советов большее количество педагогов. Для повышения профессионального уровня педагогов, ознакомления с новыми ГОС проводились семинары, консультации, где каждому учителю предоставлялась возможность поделиться опытом, защитить свою педагогическую концепцию, поднять проблемы, возникшие в результате работы. Каждый педагогический работник получает возможность на практике в ходе каждодневной работы закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения актуального педагогического опыта учителей-новаторов, новых программ, деятельности своих коллег. Вывод: вся деятельность методического и педагогического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного процесса. Проблема: деятельность методического совета так и не смогла повысить эффективность учебно- воспитательного процесса. Наблюдается тенденция к снижению качества образования в средней школе. Задачи: - организовать активное участие членов МС в реализации программы развития, в инновационных и опытно-экспериментальных процессах; - направить деятельность МС на повышение уровня педагогического мастерства педагогов с учетом их реального уровня компетентности и в соответствии с потребностями учителей. 5.3. Деятельность методических педагогического мастерства педработников. объединений по совершенствованию В школе работали три предметных методических объединения: 1. ШМО учителей естественно-математического цикла – руководитель В. В. Мокра. 2. ШМО учителей начальных классов – руководитель Л. В. Луканина. 3. ШМО учителей гуманитарного цикла – руководитель Т. А. Докука. 4. ШМО классных руководителей – руководитель Т.А. Хайрединова активно работали над решением темы школы через: - заседания МО, на которых рассматривали новинки педагогической литературы, делились опытом работы, проводили обучающие семинары; - взаимопосещение уроков; - мероприятия ВШК; - участие в конкурсах и конференциях; - использование информационных технологий на уроках и во внеурочное время; - организация самообразования учителей с учетом методической темы школы, методического объединения, собственной методической проблемы . . Каждое методическое объединение работало над своей темой, напрямую связанной сединой методической темой школы. Все МО имели свои планы и осуществляли работу под руководством руководителей МО. Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым МО, на заседаниях МО рассматривались следующие вопросы: • изучение нормативно- правовых документов и обзор методической литературы; • утверждение тематических планов и рабочих программ учителей; • использование инновационных технологий на уроках; • подготовка к олимпиадам (школьному, муниципальному этапам Республиканской олимпиады школьников, предметным олимпиадам и конкурсам); • работа с одаренными детьми; • работа с отстающими; • подготовка к ГИА. На основании анализа планов секционной работы МО по итогам 2020-2021учебного года можно сделать вывод, что в МО продолжают рассматривать традиционные, хорошо отработанные вопросы и темы, все школьные МО включают вопросы по изучению методической темы школы. Проблема: ведение документации руководителями МО не всегда соответствует требованиям к оформлению документации; на заседаниях МО не рассматривался вопрос о работе членов МО над темой по самообразованию. Недостатком проведенных методической недели является плохая организация взаимопосещения учителями уроков своих коллег (в основном посещаются только уроки в рамках МО), что снижает роль методических недель в пропаганде передового педагогического опыта. Задачи: с руководителями МО провести обучающий семинар по требованиям к ведению школьной документации; руководителям МО при планировании работы учитывать вопрос о работе членов МО над темой по самообразованию; в план работы методических объединений на 2021-2022 год включить вопрос по обобщению опыта дистанционного обучения на различных платформах, отчеты учителей заслушать на заседаниях школьных МО; принимать активное участие в конкурсах педагогического мастерства. 5.4. Система работы по изучению, обобщению и распространению ППО. Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать лучших результатов в образовательной работе за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. На протяжении 2021-2022 учебного года педагогический коллектив МБОУ «ОШ №12 Г, СНЕЖНОЕ» пользовался данным алгоритмом: Этап изучения, обобщения ППО 1. Составление индивидуальной программы изучения и обобщения опыта, а также плана изучения и обобщения опыта работы педагога 2. Анализ деятельности на этом этапе работы по обобщению ППО 3. Выбор формы обобщения опыта, презентация. «Рекомендации к подготовке и проведению творческого отчёта педагога»; «Рекомендации по оформлению материалов на педагогическую выставку»; «Структуру описания инновационного педагогического опыта») 4.Обобщение опыта. 5 Оформление портфолио 1. Наблюдения за работой педагога, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы. 2. Обеспечение педагога литературой по теме, избранной для изучения на этапе изучения, обобщения. 3. Предоставление рекомендации по описанию педагогического опыта. 4. Помощь педагогу в подготовке материалов на педагогическую выставку, к выступлению с сообщениями, докладами на педсоветах, педагогических чтениях, конференциях, творческого отчёта с ППО Этап распространения, внедрения ППО 1. Разъяснение преимуществ рекомендованных новшеств по сравнению с обычными способами работы. 2. Показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению. 3. Практическое обучение педагогов Благодаря чему, в учреждении создан банк новаторских педагогических идей. 5.5. Результативность работы по самообразованию членов педколлектива, роль заместителя директора в активизации и научном сопровождении процесса самообразования. Руководители методических объединений – члены методического совета – провели индивидуальные собеседования с учителями по выбору методических тем по вопросам самообразовательной работы. Осуществлялась работа, направленная на психолого-педагогическое просвещение, научно-теоретическую подготовку, консультативную помощь, через обмен опытом, практических находок, изучение методической литературы и организацию взаимопосещения уроков. Учителя обогащали свои творческие возможности и развивали личность учащихся через обмен опытом по проектно-исследовательскому направлению, вели работу по изучению новых, эффективных педагогических технологий для повышения качества образования и выступали с докладами на заседаниях ШМО и ГМО. Администрация со своей стороны оказывает управленческую, психологическую и методическую поддержку учителям. Издает приказы на создание творческих групп при подготовке к конкурсам по педагогическому мастерству. При работе с учителями используются следующие формы работы: тренинг, семинар – практикум, «Круглый стол». Все проблемные вопросы рассматриваются на заседаниях ШМО, методсовете, педсовете, совещаниях при директоре. В школе используются следующие методы мотивации результативности труда: 1. Целевой метод (постановка перед подчиненным конкретных и ясных трудовых целей). 2. Метод расширения и обогащения работ («расширить работу - это значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка работу», более разнообразную, значимую, самостоятельную и т.п.). 3. Метод соучастия (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой). За результативную работу учителя награждаются грамотами на педсоветах, подаются данные учителей для награждения грамотами и благодарностями Отдела образования администрации г. Снежное, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Недостаток в том, что школа не может использовать материальный метод мотивации, т.к. единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. 5.6. Участие педагогов в инновационных процессах, результативность. Учителями используются следующие инновации: Направления инновационной деятельности (темы исследований) Внедрение инновационных технологий на уроках Использование инновационных методов на уроках биологии и химии Развитие творческих способностей младших школьников Содержание деятельности Для обеспечения выполнения дидактических задач уроков согласно их цели используются различные формы работы, отдается предпочтение активным методам обучения, осуществляется диалог с учениками, предлагаются различные формы самостоятельной и творческой работы, используется проблемнопоисковый метод изложения нового материала, создается на уроке ситуация успеха, используются системы дидактических пособий, разноуровневых упражнений, креативных и тестовых заданий Используется современные методики проведения уроков. Использование метода проектов (Портфолио ученика начальной школы), индивидуальные и коллективные проекты различной направленности ФИО педагога, предметные области Киселева Т.Ф., учитель русского языка и литературы Абдулина Ю.Н. учитель биологии и химии Сергиенко О.Ю., учитель начальных классов Результат Ученик способен реализовать свой потенциал, проявить и развить личностные качества в обучении и воспитании, стать субъектом культуры, научиться жизнетворчеству, а также самореализации, саморазвитию, адаптации, самозащите, самовоспитанию Активизация познавательной и мыслительной деятельность обучающихся, умение реализовать свой потенциал, проявить и развить личностные качества в обучении и воспитании; стать образованным, способными быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно, быть вольными от стереотипов, Развитие универсальных учебных действий, умение самостоятельно находить, систематизировать, обобщать информацию по заданной теме, развитие творческих способностей 5.7. Открытые методические мероприятия. № п/п 1 1 Дата проведения урока 2 25.11.2021 2 16.11.2021 3 01.12.2021 4 01.12.2021 5 01.12.2021 6 03.12.2021 7 16.12.2021 8 17.12.2021 9 17.12.2021 10 14.01.2022 11 21.01.2022 12 26.01.2022 ГРАФИК проведения открытых уроков учителями, которые аттестуются в 2021/2022 учебном году Ф.И.О. учителя Урок Тема урока Класс Время проведения 3 Мокра Вита Владимировна Абдулина Юлия Николаевна Мокра Вита Владимировна Мокра Вита Владимировна Абдулина Юлия Николаевна Колдашова Марина Сергеевна Абдулина Юлия Николаевна Абдулина Юлия Николаевна Колдашова Марина Сергеевна Колдашова Марина Сергеевна Колдашова Марина Сергеевна Мокра Вита Владимировна 4 Физика Воспитательн ый час Алгебра Классный час Воспитател. мероприятие Воспитательн ый час Биология 5 Лабораторная работа №3 «Изменение влажности воздуха» Добру откроются сердца («ЭО и ДОТ») Определение степени с натуральным показателем Героями не рождаются, героями становятся Что я знаю о СПИДе Откройте волшебные двери добра Съедобные и несъедобные грибы Биология Многообразие моллюсков Воспитательн ый час Литературное чтение Русский язык Поговорим о дружбе Классный час К.Паустовский «Растрепанный воробей» Одушевленные и неодушевленные имена существительные Какое счастье -дружба 6 8 класс 7 класс 7 класс 8 класс 7-9 класс 3 класс 5 класс 7 класс 3 класс 3 класс 3 класс 8 класс 7 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок 2 урок Посещают 8 Кухарева А.В. Писарева Т.В. Писарева Т.В. Кухарева А.В. Кухарева А.В. Писарева Т.В. Кухарева А.В. Писарева Т.В. Писарева Т.В. Кухарева А.В. Бойко Т.И. Дешовая Т.Н. Писарева Т.В. Кухарева А.В. Писарева Т.В. Кухарева А.В. Бойко Т.И. Дешовая Т.Н. Бойко Т.И. Дешовая Т.Н. Бойко Т.И. Дешовая Т.Н. Кухарева А.В. Писарева Т.В. 5.8. Участие в мероприятиях республиканского уровня. Учителя школы участвовали в вебинарах; форумах, сообществах, интернетконкурсах. ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЫ 1 Луканина Лариса Викторовна учитель начальных классов Приняла участие в городской конференции «Русский патриотизм средствами народной культуры» Участник 2 Батюкова Наталья Викторовна Учитель истории и обществознания Всероссийский юридический диктант Сертификат 3 Абдулина Юлия Николаевна учитель биологии и химии Всероссийская химический диктант Сертификат 4 Батюкова Наталья Викторовна Учитель истории и обществознания Международная акция «Большая история» Сертификат 5 Луканина Лариса Викторовна учитель русского языка и литературы Результаты не объявлены 6 Смирнова Юлия Сергеевна учитель географии Областной конкурс педагогических практик в области воспитания Конкурс «Г.Я.Седов. .Цельполюс» 7 Абдулиная Юлия Николаевна Учитель химии Участник 8 Абдулиная Юлия Николаевна Учитель химии Республиканского интернет-конкурса по химии (ХИМИК ON), Республиканском интернетконкурсе (БИОМАН), 9 Докука Татьяна Андреевна Учитель русского языка и литературы Онлайн-акция «ДНР: местами славы боевой» Участник 10 Равилова Елена Владимировна Учитель начальных классов Международный конкурс «Литературный мир» Диплом 3 степени Участник Участник 5.9. Работа методического кабинета образовательной организации. В методкабинете имеется экспозиционный и информационный материал: папки ШМО, портфолио учителей, методические копилки учителей, папки «Гражданская оборона и безопасность жизнедеятельности», «Работа с молодыми специалистами», «ППО», «Работа со слабоуспевающими учащимися», «Патриотическое воспитание». В 2021-2022 учебном году методкабинет пополнился выставкой воспитательной работы: «Педагогический коллектив», «Воспитание в семье», «Школьная библиотека», «Взаимодействие с общественными организациями», «Уроки христианской этики», «Ученическое самоуправление». 5.10. Выводы, предложения по совершенствованию методической работы в образовательной организации. Анализ всей методической работы в целом позволяет сделать вывод: план методической работы школы выполнен. Очевидна положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей, о чем свидетельствуют следующие факты: возросла активность учителей в желании поделиться педагогическими и методическими находками; каждый учитель прорабатывает для себя методику применения в практике преподавания новых педагогических технологий; учителя совершенствуют навык самоанализа урока, практически все овладели этим навыком; пополняются методические копилки учителей; методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя школы объединены в предметные МО, то есть вовлечены в методическую систему школы. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Повысился профессиональный уровень учительского коллектива; выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, работающих в Интернете. В ходе предметных недель учителя проявили высокие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определенного интеллектуального уровня; активизировалась работа по обобщению педагогического опыта (создание портфолио учителя, в том числе и электронного). Вместе с тем отмечены недостатки в методической работе: На уроках не все учителя создают такие учебные ситуации и используют такие формы и методы (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности. Недостаток связан с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков. Недостаточно высок уровень самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Недостаточная материальная база (для оформления методкабинета). Общие выводы, предложения, задачи на 2022 – 2023 учебный год: 1. Методическая деятельность осуществлялась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Методическая тема школы и темы методических объединений соответствовали ключевым направления развития системы образования и основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед коллективом школы. 2. В течение года отмечался небольшой рост активности педагогов, их стремление к творчеству, возрастающее желание участвовать в инновационных процессах. 3. Поставленные перед методической службой школы задачи в основном выполнены. 4. В ходе анализа методической работы в 2020-2021 учебном году выявлены аспекты, на которые необходимо обратить внимание. В качестве западающих моментов можно назвать низкий уровень участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, невысокая результативность участия, слаборазвитую систему проектно-исследовательской деятельности, сравнительно малую долю педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах, олимпиадах, имеющих публикации. 7. SWOT – анализ работы ОО в 2021-2022 году по пп.1-6. Сильные стороны Отмечался небольшой рост активности педагогов, их стремление ктворчеству, возрастающее желание участвовать в инновационных процессах Слабые стороны Недостаточная методическая грамотность педагогов в практическом применении инновационных технологий и проектной педагогики, а также в поиске способных, потенциально одаренных учащихся Освоение и внедрение новых современных методов, технологий, методик реализуют большинство педагогических работников. Недостаточная информационная работа классных руководителей с родителями по вопросам развития учебной мотивации ребенка и развития у ребенка навыков самостоятельности и ответственности Педагоги школы аттестацию Материально-техническая база школы требует совершенствования и укрепления Низкая активность в самообразовательной деятельности отдельных педагогов школы, в участии в профессиональных мероприятиях Потенциальные угрозы успешно проходят Потенциальные возможности (общие) Внедрение инновационных технологий Риск увеличения объема работы, возлагающийся развивающего обучения; на членов администрации и педагогов; Создание системы повышения уровня Самые большие опасности для школы: педагогической просвещенности родителей; Привлечение родителей к участию в Снижение численности учащихся; Нездоровый и малоконтролируемый образ общешкольных мероприятиях; Систематизация урочной и внеурочной жизни семей; Ограничение состоит в географической деятельности учащихся; отдаленности от центра города; Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся; Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, и т.п.); Оптимизация работы по организационно- В школе созданы условия для выполнения методическому сопровождению реализации Государственных образовательных стандартов. ГОС С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу. Выстраивание системы взаимодействия с Проблема школы – удаленность от центра города социокультурной средой и учреждений дополнительного образования 8. Предложения по проведению открытых мероприятий в 2022-2023 уч.году: Городской методический день для педагогов города декабрь. Патриотическое мероприятие, посвященное «Дню неизвестного солдата» для педагогов-организаторов декабрь. Директор школы Т.Ф.Киселева Исполнитель: Батюкова Н.В 071-384-41-07